Национальная инновационная система: состояние и законодательное обеспечение развития

Национальная инновационная система: состояние и законодательное обеспечение развития

Гло­баль­ная кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стран опре­де­ля­ет­ся как нали­чи­ем инно­ва­ци­он­но­го потен­ци­а­ла, так и его эффек­тив­ной реа­ли­за­ци­ей. Борь­ба за талан­ты — клю­че­вой фак­тор успе­ха в кон­ку­рент­ной борь­бе. Миро­вое иссле­до­ва­тель­ское сооб­ще­ство под­твер­жда­ет клю­че­вую роль кре­а­тив­ной лич­но­сти в XXI веке, и лишь на вто­рое место ста­вят тех­но­ло­ги­че­ские сдви­ги.

Мы живем в эпо­ху Инду­стрии 4.0, где про­из­вод­ство полу­чи­ло наиме­но­ва­ние «умное», бла­го­да­ря инте­гра­ции интер­не­та вещей, искус­ствен­но­го интел­лек­та, кибер­фи­зи­че­ских систем, а так­же облач­ных и когни­тив­ных вычис­ле­ний. Про­мыш­лен­ность про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся с неве­ро­ят­ной ско­ро­стью. Ряд госу­дарств, сти­му­ли­ру­ют раз­ви­тие Инду­стрии 5.0, кото­рая при­зва­на сде­лать «сотруд­ни­че­ство» людей и машин зна­чи­тель­но более про­дук­тив­ным и полу­чить высо­ко­точ­ные авто­ма­ти­зи­ро­ван­ные систе­мы с навы­ка­ми чело­ве­че­ско­го моз­га, инфор­ми­ру­ют Эко­но­ми­че­ские Изве­стия.

Коман­да Док­ти­ны «Укра­и­на 2030» пред­ла­га­ет такую ​​модель инно­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия наше­го госу­дар­ства, где укра­ин­ским уче­ным отво­дит­ся место клю­че­во­го драй­ве­ра науч­но­го раз­ви­тия, опи­ра­ясь на зна­ния, ква­ли­фи­ка­цию и миро­вой опыт. В рей­тин­ге Гло­баль­но­го инно­ва­ци­он­но­го индек­са Укра­и­на зани­ма­ет 50-е место в мире, и мы име­ем все осно­ва­ния до 2030 года сти­му­ли­ро­вать вхож­де­ние нашей стра­ны в ТОП-30 инно­ва­ци­он­ных стран мира путем раз­ви­тия инно­ва­ци­он­ной систе­мы и ее инте­гра­цию в гло­баль­ное инно­ва­ци­он­ное про­стран­ство. Мы дела­ем став­ку и на уве­ли­че­ние патент­ной актив­но­сти с 27-го места в мире до вхож­де­ния Укра­и­ны в ТОП-10 миро­вых лиде­ров.

Такой под­ход бази­ру­ет­ся на про­гно­зи­ро­ва­нии раз­ви­тия тех­но­ло­гий по мето­до­ло­гии Foresight и уче­те вли­я­ния гло­баль­ных мегатрен­дов на даль­ней­шее раз­ви­тие чело­ве­че­ства. Пред­став­лен­ная нами модель наци­о­наль­ной инно­ва­ци­он­ной систе­мы опи­ра­ет­ся на прин­цип сек­то­раль­но­сти. Основ­ная став­ка дела­ет­ся на раз­ви­тие сек­то­раль­ных инно­ва­ци­он­ных систем и на прин­ци­пы диф­фе­рен­ци­а­ции госу­дар­ствен­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния.

Для того что­бы Укра­и­на вошла в ТОП-30 миро­вых лиде­ров, наци­о­наль­ная инно­ва­ци­он­ная систе­ма долж­на раз­ви­вать­ся по сле­ду­ю­щим клю­че­вым направ­ле­ни­ям:

ПЕРВОЕ: Накоп­ле­ние интел­лек­ту­аль­но­го капи­та­ла.

Какие спе­ци­аль­но­сти буду­ще­го нуж­ны нам сего­дня?

Ответ на этот вопрос может нам дать толь­ко систем­ный мони­то­ринг и про­гно­зи­ро­ва­ние раз­ви­тия тех­но­ло­гий по новей­шим миро­вым мето­до­ло­ги­я­ми, таки­ми как Foresight.

Систем­ная раз­ра­бот­ка наци­о­наль­но­го Foresight эко­но­ми­ки Укра­и­ны явля­ет­ся зада­чей №1 для пра­ви­тель­ства Укра­и­ны.

ВТОРОЕ: Сти­му­ли­ро­ва­ние внут­рен­не­го рын­ка инно­ва­ций.

Сред­ний и малый биз­нес как дви­жу­щая сила эко­но­ми­че­ско­го и поли­ти­че­ско­го раз­ви­тия тре­бу­ет мик­ро­кре­ди­то­ва­ния.

Раз­ра­бот­ка и опе­ра­тив­ное внед­ре­ние Госу­дар­ствен­ной про­грам­мы мик­ро­кре­ди­то­ва­ния инно­ва­ци­он­ных кла­сте­ров «Нау­ка-Биз­нес-Обра­зо­ва­ние» явля­ет­ся еще одной важ­ной зада­чей пра­ви­тель­ства Укра­и­ны.

Для финан­си­ро­ва­ния этой цели мы пред­ла­га­ем создать Банк инно­ва­ций и раз­ви­тия, кото­рый может стать пилот­ным про­ек­том для реа­ли­за­ции част­но-госу­дар­ствен­но­го парт­нер­ства для быст­ро­го вхож­де­ния Укра­и­ны в ТОП-30 стран мира.

ТРЕТЬЕ: Созда­ние кла­сте­ров тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства

Широ­кое при­ме­не­ние мик­ро­кре­ди­то­ва­ния при­во­дит к буму стар­та­пов, кото­рые посте­пен­но вырас­та­ют из мик­ро­кла­сте­ров в мощ­ные кла­сте­ры. Это в свою оче­редь при­ве­дет к появ­ле­нию таких важ­ных цепо­чек добав­лен­ной сто­и­мо­сти, кото­рые поз­во­лят эко­но­ми­ке Укра­и­ны при­со­еди­нить­ся к меж­ду­на­род­ным сетям.

Для ока­за­ния тех­ни­че­ской под­держ­ки и кон­суль­та­тив­но­го сопро­вож­де­ния мы пред­ла­га­ем создать Наци­о­наль­ной агент­ство инно­ва­ций, исклю­чи­тель­но с сер­вис­ны­ми функ­ци­я­ми предо­став­ле­ния адми­ни­стра­тив­ных услуг для облег­че­ния про­це­дур защи­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и патен­то­ва­ния в т.н. «патент­ных семьях» в США, ЕС, Япо­нии и Китае, а так­же для облег­че­ния ком­му­ни­ка­ции меж­ду уче­ны­ми, пред­при­ни­ма­те­ля­ми и госу­дар­ствен­ны­ми зака­за­ми.

Зада­чей Вер­хов­ной Рады Укра­и­ны и меня лич­но, как народ­но­го депу­та­та, явля­ет­ся согла­со­ва­ние укра­ин­ско­го зако­но­да­тель­ства с необ­хо­ди­мо­стью защи­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и повы­ше­ния патент­ной актив­но­сти.

Таким обра­зом, на госу­дар­ствен­ном уровне мы созда­дим все необ­хо­ди­мые пред­по­сыл­ки для реаль­но­го скач­ка Укра­и­ны, для обес­пе­че­ния бла­го­со­сто­я­ния наших граж­дан и сба­лан­си­ро­ван­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Это наша общая ответ­ствен­ность, и наша коман­да «Укра­и­на 2030» гото­ва при­об­щить­ся к выпол­не­нию этих важ­ных задач.

(Выступ­ле­ние на пар­ла­мент­ских слу­ша­ни­ях 21 мар­та 2018 г.)