Путь переселенца: от адаптации к интеграции

Путь переселенца: от адаптации к интеграции

Про­шло три года с момен­та мас­со­во­го внут­рен­не­го пере­се­ле­ния граж­дан Укра­и­ны из Донец­кой и Луган­ской обла­стей.

Стрем­ле­ние спа­сти соб­ствен­ную жизнь, сохра­нить здо­ро­вье детей и близ­ких вынуж­да­ло поки­нуть свои дома, рабо­ту, дру­зей и род­ствен­ни­ков, поме­нять образ и стиль жиз­ни, оста­вить малую роди­ну, где захо­ро­не­ны род­ные и близ­кие. До сих пор нака­ты­ва­ют­ся сле­зы от вос­по­ми­на­ний ужа­са само­го пере­ез­да, когда биле­тов на поез­да из Донец­ка не было до сен­тяб­ря 2014 г., когда рос­ла ответ­ствен­ность за тяже­ло боль­ную, уже два года лежа­чую ста­рень­кую мать, когда на ули­цах не ста­ло ни машин, ни людей в штат­ском, когда появи­лись люди с авто­ма­та­ми, нача­ли летать бес­пи­лот­ни­ки, а в цен­тре горо­да появи­лись тан­ки.

Мы смог­ли спа­стись и выехать, увы, не все. Но нам при­шлось поме­нять ста­тус рав­но­прав­ных граж­дан сво­ей стра­ны на ста­тус пере­се­лен­ца (или внут­ренне пере­ме­щен­но­го лица), ощу­тить себя и жерт­ва­ми, и винов­ны­ми, и осуж­да­е­мы­ми, и пожерт­во­вав­ши­ми, и обез­до­лен­ны­ми.

Но мы сде­ла­ли свой выбор — сохра­ни­ли вер­ность сво­ей стране, сво­ей отчизне, не оста­лись там и не выеха­ли как бежен­цы.

Три года тяже­лых испы­та­ний и для людей, и для стра­ны изме­ни­ли мно­гое. Эко­но­ми­че­ская ситу­а­ция ухуд­ши­лась, систем­ный кри­зис уси­лил­ся, бед­ность и соци­аль­ное нера­вен­ство вырос­ли, ожи­да­ние быст­ро­го окон­ча­ния кон­флик­та не оправ­да­лось, чис­ло вынуж­ден­ных пере­се­лен­цев оста­лось на уровне, близ­ком к двум мил­ли­о­нам чело­век. Миро­вое сооб­ще­ство кон­ста­ти­ру­ет рост пере­се­лен­цев и бежен­цев и в дру­гих стра­нах, но Укра­и­на зани­ма­ет на 1 янва­ря 2017 г. вось­мое место по чис­лу ВПЛ после Сирии, Колум­бии, Ира­на, Суда­на, Йеме­на, Ниге­рии и Южно­го Суда­на.

Не было зако­но­да­тель­ной базы и инсти­ту­тов по защи­те прав и инте­ре­сов вынуж­ден­ных пере­се­лен­цев, отсут­ство­ва­ло пони­ма­ние соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей этой кате­го­рии насе­ле­ния, не было каче­ствен­но­го и раз­вер­ну­то­го уче­та пере­ме­щен­ных лиц по воз­рас­ту, обра­зо­ва­нию, про­фес­си­о­наль­но­му ста­ту­су, по потреб­но­стям в жилье, рабо­те, меди­цин­ских и обра­зо­ва­тель­ных услу­гах и т.д.

В сроч­ном поряд­ке, без уче­та наци­о­наль­но­го опы­та, но со стрем­ле­ни­ем бази­ро­вать­ся на меж­ду­на­род­ных пра­во­вых нор­мах и, преж­де все­го, на Руко­во­дя­щих прин­ци­пах по вопро­су о пере­ме­ще­нии лиц внут­ри стра­ны, при­ня­тых ООН как реко­мен­да­тель­ные в 1998 г., был под­го­тов­лен и при­нят Закон Укра­и­ны “Об обес­пе­че­нии прав и сво­бод внут­ренне пере­ме­щен­ных лиц” (от 20 октяб­ря 2014 г. №1706-VII). Сроч­ность при­ня­тия это­го зако­на обу­сло­ви­ла несо­вер­шен­ство его пра­во­вых поло­же­ний. Они носи­ли дис­кри­ми­на­ци­он­ный по отно­ше­нию к внут­ренне пере­ме­щен­ным лицам (ВПЛ) харак­тер, сохра­ня­ю­щий­ся до сих пор.

Наи­бо­лее нагляд­ные дис­кри­ми­на­ци­он­ные меры по отно­ше­нию к ВПЛ про­яв­ля­ют­ся в неспо­соб­но­сти руко­вод­ства стра­ны защи­тить сво­их граж­дан от наси­лия, в дли­тель­ном сохра­не­нии без­вы­ход­ной ситу­а­ции, уси­ле­нии кон­тро­ля за реги­стра­ци­ей ВПЛ в орга­нах соц­за­щи­ты и мигра­ци­он­ной служ­бе, в отсут­ствии в тече­ние прак­ти­че­ски двух лет госор­га­на и гос­про­грам­мы по реше­нию про­блем ВПЛ, в инспек­ти­ро­ва­нии жилищ­ных поме­ще­ний пере­се­лен­цев с целью про­вер­ки адре­са про­жи­ва­ния ВПЛ, в отсут­ствии изби­ра­тель­но­го пра­ва. Предо­став­ля­е­мая ВПЛ месяч­ная денеж­ная помощь от госу­дар­ства несо­по­ста­ви­ма с реаль­ны­ми тра­та­ми на про­пи­та­ние, опла­ту жилья, меди­цин­ских и обра­зо­ва­тель­ных услуг. Дис­кри­ми­на­ци­он­ны­ми явля­ют­ся и лише­ние пере­се­лен­цев пра­ва самим выби­рать банк для полу­че­ния соци­аль­ных выплат, и лега­ли­за­ция слеж­ки за их денеж­ны­ми опе­ра­ци­я­ми.

Ощу­ще­ние людь­ми вто­ро­го сор­та воз­ни­ка­ет у ВПЛ и в свя­зи с нефор­маль­ны­ми отно­ше­ни­я­ми в обще­стве. Неже­ла­ние сда­вать пере­се­лен­цам жилье в арен­ду, неже­ла­ние брать их на рабо­ту, а их детей в шко­лы, пори­ца­ние их в быту, осуж­де­ние за гибель близ­ких на Восто­ке Укра­и­ны. Пере­се­лен­цы, “непри­ня­тые” здесь и “лиш­ние” там, ост­ро жела­ют адап­ти­ро­вать­ся к новым усло­ви­ям, инте­гри­ро­вать­ся как рав­но­прав­ные чле­ны в укра­ин­ское обще­ство. Это стрем­ле­ние обу­слов­ли­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние кате­го­рии пере­се­лен­цев с каче­ствен­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми стрес­со­устой­чи­во­сти, жиз­не­стой­ко­сти, соци­аль­ной, тру­до­вой, пред­при­ни­ма­тель­ской актив­но­сти. Дли­тель­ное вре­мя неопре­де­лен­но­сти ситу­а­ции, посте­пен­ная адап­та­ция к новым усло­ви­ям жиз­не­де­я­тель­но­сти обу­сло­ви­ли и изме­не­ние жиз­нен­но­го выбо­ра отно­си­тель­но насто­я­ще­го и буду­ще­го.

Раз­ви­вать идею исполь­зо­ва­ния ВПЛ как ресур­са раз­ви­тия стра­ны, реги­о­нов и тер­ри­то­ри­аль­ных гро­мад ста­ли спе­ци­а­ли­сты инсти­ту­та-пере­се­лен­ца, кото­рый сохра­нил кол­лек­тив, направ­ле­ния науч­ных иссле­до­ва­ний и свой ста­тус в Наци­о­наль­ной ака­де­мии наук. Это — Инсти­тут эко­но­ми­ки про­мыш­лен­но­сти НАН Укра­и­ны (ИЭП НАН Укра­и­ны). Спе­ци­а­ли­сты это­го инсти­ту­та актив­но рабо­та­ли над про­бле­ма­ми ВПЛ. Они под­го­то­ви­ли серию науч­ных докла­дов и доклад­ных запи­сок, ими под­го­тов­ле­на к изда­нию науч­ная моно­гра­фия “Внут­ріш­ньо пере­мі­щені осо­би: від подо­лан­ня переш­код до стра­те­гії успі­ху”. Кни­га вышла в свет в декаб­ре 2016 г.

Уче­ные-эко­но­ми­сты не склон­ны к голо­слов­ным заяв­ле­ни­ям, они на осно­ве ста­ти­сти­че­ских и социо­ло­ги­че­ских дан­ных, резуль­та­тов меж­ду­на­род­ных и все­укра­ин­ских мони­то­рин­го­вых иссле­до­ва­ний обос­но­ва­ли ресурс­ный потен­ци­ал ВПЛ. Госу­дар­ствен­ная служ­ба заня­то­сти Укра­и­ны под­твер­жда­ет, что сре­ди пере­се­лен­цев с вре­мен­но окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­рий, кото­рые заре­ги­стри­ро­ва­лись как без­ра­бот­ные, 64% состав­ля­ют лица с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, 22 — с про­фес­си­о­наль­но-тех­ни­че­ским, 14% — со сред­ним обра­зо­ва­ни­ем. В то же вре­мя рас­пре­де­ле­ние сре­ди всех без­ра­бот­ных по уров­ню обра­зо­ва­ния соста­ви­ло: с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем — 44%, с про­фес­си­о­наль­но-тех­ни­че­ским —
35 и со сред­ним — 20%.

Такая же кар­ти­на пре­об­ла­да­ния без­ра­бот­ных пере­се­лен­цев с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем харак­тер­на для всех реги­о­нов Укра­и­ны. Ситу­а­ция меня­ет­ся со вре­ме­нем, но тен­ден­ции сохра­ня­ют­ся, о чем сви­де­тель­ству­ют дан­ные Наци­о­наль­ной систе­мы мони­то­рин­га ВПЛ вто­ро­го раун­да. Про­фес­си­о­наль­ная струк­ту­ра без­ра­бот­ных пере­се­лен­цев гово­рит о зна­чи­тель­ном их потен­ци­а­ле. Сре­ди них 57% — спе­ци­а­ли­сты, про­фес­си­о­на­лы, слу­жа­щие, 30% — лица с рабо­чи­ми про­фес­си­я­ми и толь­ко 11% лиц без про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки. Таким обра­зом, тру­до­спо­соб­ный кон­тин­гент ВПЛ харак­те­ри­зу­ет­ся высо­ким обра­зо­ва­тель­ным и про­фес­си­о­наль­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ным уров­нем, и вполне обос­но­ван­но без­ра­бот­ные пере­се­лен­цы пре­тен­ду­ют на тех­но­ло­ги­че­ские рабо­чие места, как и все без­ра­бот­ные, что обост­ря­ет вопро­сы струк­тур­ной пере­строй­ки эко­но­ми­ки Укра­и­ны.

Аргу­мен­том в поль­зу пре­иму­ществ потен­ци­а­ла ВПЛ как ресур­са явля­ет­ся, кро­ме более высо­ких обра­зо­ва­тель­ных харак­те­ри­стик, и их более моло­дой воз­раст­ной состав. Сред­ний воз­раст пере­се­лен­цев почти на десять лет мень­ше, чем посто­ян­но­го насе­ле­ния.

В иссле­до­ва­нии Меж­ду­на­род­ной орга­ни­за­ции тру­да от 2016 г., по резуль­та­там кото­ро­го сде­ла­на оцен­ка потреб­но­стей и воз­мож­но­стей заня­то­сти ВПЛ в Укра­ине и даны прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции, при­во­дит­ся пози­тив­ная оцен­ка рабо­то­да­те­ля­ми наем­ных работ­ни­ков-пере­се­лен­цев. Они отме­ча­ют их более высо­кую ини­ци­а­тив­ность, ста­ра­тель­ность, вза­и­мо­вы­руч­ку, без­от­каз­ность и готов­ность рабо­тать сверх­уроч­но. С одной сто­ро­ны, пере­се­лен­цы боль­ше доро­жат рабо­той по срав­не­нию с мест­ны­ми работ­ни­ка­ми, с дру­гой — в про­мыш­лен­ных реги­о­нах более раз­вит дух кол­лек­ти­виз­ма и соли­дар­но­сти, нын­че про­яв­ля­ю­щий­ся у пере­се­лен­цев и пере­да­ю­щий­ся как одна из пози­тив­ных харак­тер­ных черт достой­но­го тру­да, кото­рый сто­ит в чис­ле пер­во­оче­ред­ных стра­те­ги­че­ских при­о­ри­те­тов Укра­и­ны.

Но реаль­но взве­сить, дать и каче­ствен­ные, и коли­че­ствен­ные оцен­ки про­ис­хо­дя­щих про­цес­сов невоз­мож­но без дока­за­тель­ной базы экс­пер­тов. И это было сде­ла­но. В октябре—декабре 2016 г. спе­ци­а­ли­ста­ми ИЭП НАН Укра­и­ны был про­ве­ден экс­перт­ный опрос пред­ста­ви­те­лей тер­ри­то­ри­аль­ных гро­мад, ВПЛ, обще­ствен­ных объ­еди­не­ний, реша­ю­щих про­бле­мы пере­се­лен­цев, и пред­ста­ви­те­лей нау­ки, зани­ма­ю­щих­ся по роду сво­ей дея­тель­но­сти про­бле­ма­ми вза­и­мо­дей­ствия ВПЛ и тер­ри­то­ри­аль­ных гро­мад.

При обоб­ще­нии резуль­та­тов экс­перт­но­го опро­са уда­лось не толь­ко опре­де­лить при­чи­ны есте­ствен­но­го сопро­тив­ле­ния гро­мад решать про­бле­мы ВПЛ, но и оце­нить их весо­мость. Наи­бо­лее слож­ны­ми и пло­хо реша­е­мы­ми про­бле­ма­ми ока­за­лись чрез­мер­ные нагруз­ки на отде­лы соци­аль­ной защи­ты (50,7%) и пен­си­он­ные фон­ды (42,1%), а так­же обес­пе­че­ние пере­се­лен­цев жильем (46,7%). Так как зна­чи­тель­ная часть ВПЛ более моло­до­го воз­рас­та, и при­е­ха­ли они вме­сте с детьми, то, есте­ствен­но, в гро­ма­дах вырос­ла нагруз­ка на обра­зо­ва­тель­ные и дошколь­ные (41,4%), а так­же меди­цин­ские (30,3%) учре­жде­ния. Зна­чи­тель­ный при­ток тру­до­спо­соб­но­го насе­ле­ния, поте­ряв­ше­го рабо­ту, уси­лил кон­ку­рен­цию на рын­ке тру­да (34,2%). Осталь­ные про­бле­мы не так весо­мы, но, тем не менее, они не реша­ют­ся либо сла­бо реша­ют­ся и ста­но­вят­ся опре­де­лен­ным тор­мо­зом для эффек­тив­но­го и более уско­рен­но­го раз­ви­тия тер­ри­то­ри­аль­ных гро­мад. Это — рост цен на жилье и арен­ду жилья (30,3%), непри­я­тие ВПЛ насе­ле­ни­ем гро­ма­ды (24,3%), что есте­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет соци­аль­ную напря­жен­ность в гро­ма­де (19,7%).

Видеть и куль­ти­ви­ро­вать пози­тив­ные сто­ро­ны инте­гра­ции ВПЛ в гро­ма­ды ста­но­вит­ся зада­чей номер один. И резуль­та­ты экс­перт­но­го опро­са пока­за­ли реаль­ность этих про­цес­сов. При этом выяви­лась неожи­дан­ная осо­бен­ность — при при­вле­че­нии как тру­до­спо­соб­ных, так и нетру­до­спо­соб­ных чле­нов ВПЛ гро­ма­да полу­ча­ет пре­иму­ще­ства. При­вле­че­ние и исполь­зо­ва­ние тру­до­спо­соб­но­го кон­тин­ген­та пере­се­лен­цев спо­соб­ству­ет раз­ви­тию и акти­ви­за­ции пред­при­ни­ма­тель­ско­го потен­ци­а­ла (55,3%), а так­же фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию тру­до­во­го потен­ци­а­ла (43,4%). Роста заня­то­сти и тру­до­вой актив­но­сти в гро­ма­дах ожи­да­ют 23,7% опро­шен­ных, при этом она даст поло­жи­тель­ный эффект из-за запол­не­ния непре­стиж­ных вакан­сий на рын­ке тру­да (19,7%), так­же заня­тость повы­сит­ся за счет рас­ши­ре­ния соци­аль­ной и транс­порт­ной инфра­струк­ту­ры (12,2%). При­ток пере­се­лен­цев содей­ству­ет росту объ­е­мов и каче­ства обра­зо­ва­тель­ных, меди­цин­ских, оздо­ро­ви­тель­ных услуг (19,1%). Весо­мы­ми ока­за­лись ожи­да­ния пре­иму­ществ для гро­ма­ды от ВПЛ в раз­ви­тии соци­аль­ных свя­зей (25%), кото­рые будут бази­ро­вать­ся на прин­ци­пах соци­аль­но­го парт­нер­ства (17,1%). Экс­пер­ты счи­та­ют, что тру­до­спо­соб­ные чле­ны ВПЛ пози­тив­но повли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие инно­ва­ци­он­но­го потен­ци­а­ла гро­ма­ды (18,4%).

На пер­вый взгляд кажет­ся, что от нетру­до­спо­соб­ных пере­се­лен­цев одни издерж­ки. Но это не так. Экс­пер­ты видят пре­иму­ще­ства для гро­мад и при нали­чии нетру­до­спо­соб­но­го кон­тин­ген­та ВПЛ. Они состо­ят в раз­ви­тии соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры за счет меж­ду­на­род­ной помо­щи, гран­тов, донор­ства, кото­рые идут на потреб­но­сти пере­се­лен­цев (56,6%), одно­вре­мен­но уси­ли­ва­ет­ся помощь госу­дар­ства на потреб­но­сти ВПЛ в меди­цин­ских, обра­зо­ва­тель­ных и соци­аль­ных услу­гах (39,5%). Уве­ли­чи­ва­ет­ся емкость потре­би­тель­ско­го рын­ка (24,3%). Но самое глав­ное пре­иму­ще­ство для укра­ин­ско­го обще­ства — оно извле­чет уро­ки кон­со­ли­да­ции на осно­ве фор­ми­ро­ва­ния прин­ци­пов толе­рант­но­сти и уси­ле­ния инте­гра­ции в гро­ма­де. Так счи­та­ют 35% экс­пер­тов. При этом будут фор­ми­ро­вать­ся общие цен­но­сти ВПЛ и жите­лей гро­ма­ды, раз­ви­вать­ся парт­нер­ские отно­ше­ния (27,6%).

Таким обра­зом, пози­тив­ные послед­ствия инте­гра­ции ВПЛ в тер­ри­то­ри­аль­ные гро­ма­ды про­явят­ся в акти­ви­за­ции пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти (43,4%), сти­му­ли­ро­ва­нии раз­ви­тия гро­мад за счет помо­щи меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций ВПЛ (31,6%), росте каче­ства и коли­че­ства тру­до­во­го потен­ци­а­ла (28,9%), уси­ле­нии соци­аль­ной актив­но­сти за счет обще­ствен­ных акти­ви­стов из пере­се­лен­цев (25,7), уве­ли­че­нии поступ­ле­ний в мест­ный бюд­жет за счет нало­гов и сбо­ров с ВПЛ (21,1%), раз­ви­тии потре­би­тель­ско­го рын­ка (17,1%).

Неоспо­ри­мым пре­иму­ще­ством в усло­ви­ях децен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния явля­ет­ся при­ток в мало­чис­лен­ные гро­ма­ды пере­се­лен­цев, что поз­во­лит уси­лить их, укре­пить и сде­лать состо­я­тель­ны­ми. Так счи­та­ют 15,1% экс­пер­тов. Важ­ней­шее пре­иму­ще­ство совер­шен­ство­ва­ния систе­мы обще­ствен­ных отно­ше­ний, под­черк­ну­ли 14,5% экс­пер­тов, — это кон­со­ли­да­ция уси­лий внут­ренне пере­ме­щен­ных лиц, гро­мад, вла­сти, биз­не­са на парт­нер­ских нача­лах, что явля­ет­ся пози­тив­ным след­стви­ем инте­гра­ции ВПЛ в тер­ри­то­ри­аль­ные гро­ма­ды.

А что же дает пере­се­лен­цам инте­гра­ция в тер­ри­то­ри­аль­ные гро­ма­ды? Издерж­ки и лише­ния из-за вынуж­ден­но­го пере­се­ле­ния ком­пен­си­ру­ют­ся зна­чи­тель­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми, кото­рые обес­пе­чи­ва­ет инте­гра­ция ВПЛ. Глав­ным пре­иму­ще­ством для пере­се­лен­цев, счи­та­ют 43% экс­пер­тов, явля­ет­ся рост веры в соб­ствен­ные силы, в воз­мож­но­сти само­ре­а­ли­за­ции. Имен­но пре­одо­ле­ние жиз­нен­ных пре­пят­ствий и дости­же­ние успе­ха вопре­ки все­му и ста­ло ресур­сом раз­ви­тия и гро­мад, и стра­ны. Поте­ря соци­аль­но­го ста­ту­са очень болез­нен­но вос­при­ни­ма­ет­ся любым чело­ве­ком, поэто­му одним из пре­иму­ществ для ВПЛ при инте­гра­ции 35,5% экс­пер­тов отме­ти­ли вос­ста­нов­ле­ние соци­аль­но­го ста­ту­са и повы­ше­ние соци­аль­ной актив­но­сти пере­се­лен­цев. В силу соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го скла­да, мен­таль­ных осо­бен­но­стей, внут­рен­ней куль­ту­ры и дру­гих харак­те­ри­стик лич­ность может либо лег­ко адап­ти­ро­вать­ся к новым усло­ви­ям жиз­ни и дея­тель­но­сти, либо с боль­ши­ми слож­но­стя­ми. Но этот опыт надо полу­чить, а в этом про­цес­се есте­ствен­ным обра­зом уси­ли­ва­ют­ся адап­та­ци­он­ные и инте­гра­ци­он­ные спо­соб­но­сти ВПЛ.

При­об­ре­те­ние этих качеств пере­се­лен­ца­ми 28% экс­пер­тов счи­та­ют их пре­иму­ще­ства­ми. Вза­им­ную выго­ду от раз­ви­тия толе­рант­ных отно­ше­ний посто­ян­но­го насе­ле­ния гро­мад и пере­се­лен­цев видят око­ло 20% экс­пер­тов. Вклю­че­ние ВПЛ в гро­ма­ды обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность их уча­стия в управ­ле­нии на мест­ном уровне (15,1%), а так­же повы­ша­ет их соци­аль­ную защи­щен­ность (14,5%). Пол­но­цен­ная инте­гра­ция ВПЛ резо­ни­ру­ет пози­тив­ны­ми соци­аль­но-поли­ти­че­ски­ми откли­ка­ми, в част­но­сти рас­тет дове­рие пере­се­лен­цев к орга­нам вла­сти.

Сло­жив­ши­е­ся обсто­я­тель­ства с вынуж­ден­ным пере­се­ле­ни­ем ста­ли при­чи­ной рез­ко­го сни­же­ния уров­ня мате­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния ВПЛ, и мно­гие из ста­ту­са “обес­пе­чен­ные” пере­шли в ста­тус “новые бед­ные”. Поэто­му пре­иму­ще­ства­ми внут­ренне пере­ме­щен­ных лиц при инте­гра­ции в гро­ма­ды ста­но­вят­ся воз­мож­но­сти повы­сить уро­вень жиз­ни (25,7%) и вый­ти из ста­ту­са “новых бед­ных” (13,8%). Одним из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний совер­шен­ство­ва­ния систе­мы обще­ствен­ных отно­ше­ний в Укра­ине явля­ет­ся раз­ви­тие граж­дан­ско­го обще­ства и его актив­ное уча­стие в управ­ле­нии на всех уров­нях. Чис­ло граж­дан­ских объ­еди­не­ний для реше­ния про­блем ВПО име­ет зна­чи­тель­ную тен­ден­цию к росту. Но в целом эффек­тив­ность их дея­тель­но­сти не очень высо­кая, несмот­ря на отдель­ные хоро­шо и кон­струк­тив­но рабо­та­ю­щие орга­ни­за­ции. Неслу­чай­но все­го 4,5% экс­пер­тов к пре­иму­ще­ствам инте­гра­ции ВПЛ в тер­ри­то­ри­аль­ные гро­ма­ды отнес­ли рас­ши­ре­ние воз­мож­но­стей уча­стия в управ­ле­нии за счет уве­ли­че­ния чис­ла обще­ствен­ных орга­ни­за­ций пере­се­лен­цев.

Под­во­дя трех­лет­ний итог мас­со­во­го вынуж­ден­но­го пере­се­ле­ния граж­дан из восточ­ных реги­о­нов Укра­и­ны, сле­ду­ет кон­ста­ти­ро­вать, что про­изо­шла суще­ствен­ная сме­на акцен­тов с вос­при­я­тия ситу­а­ции как вре­мен­ная на посто­ян­ную, стра­те­гии “туше­ния пожа­ра” сме­ни­лись дол­го­сроч­ны­ми стра­те­ги­я­ми вовле­че­ния пере­се­лен­цев в жизнь и дея­тель­ность тер­ри­то­ри­аль­ных гро­мад.

Внут­ренне пере­ме­щен­ные лица обла­да­ют высо­ким потен­ци­а­лом, что ста­вит зада­чу их вовле­че­ния и исполь­зо­ва­ния как ресур­са раз­ви­тия гро­ма­ды, реги­о­на, стра­ны. Эко­но­ми­че­ская, тру­до­вая, пред­при­ни­ма­тель­ская актив­ность ВПЛ долж­на под­дер­жи­вать­ся, закреп­лять­ся и исполь­зо­вать­ся в про­цес­се их инте­гра­ции.

Госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка отно­си­тель­но ВПЛ сохра­ня­ет­ся на уровне руч­но­го управ­ле­ния. Не созда­ны и пока не созда­ют­ся дей­ствен­ные инсти­ту­ци­о­наль­ные меха­низ­мы инте­гра­ции ресур­сов ВПЛ в тер­ри­то­ри­аль­ные гро­ма­ды.

Высо­кая соци­аль­ная актив­ность и само­ор­га­ни­за­ция внут­ренне пере­ме­щен­ных лиц нуж­да­ют­ся в под­держ­ке на уровне тер­ри­то­ри­аль­ных гро­мад, кото­рые их при­ня­ли. Созда­ние внут­ренне пере­ме­щен­ны­ми лица­ми инсти­ту­тов граж­дан­ско­го обще­ства долж­но осно­вы­вать­ся на реше­нии постав­лен­ных перед обще­ствен­ной орга­ни­за­ци­ей целей и задач, а так­же на соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти перед сво­и­ми чле­на­ми, тер­ри­то­ри­аль­ной гро­ма­дой и обще­ством за резуль­та­ты сво­ей дея­тель­но­сти.

Пре­одо­ле­ние кон­флик­тов и раз­но­гла­сий в про­цес­се инте­гра­ции ВПЛ необ­хо­ди­мо мини­ми­зи­ро­вать сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми этих субъ­ек­тов на осно­ве соци­аль­но­го диа­ло­га и кон­струк­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия, укреп­ле­ния соци­аль­ных свя­зей и ком­му­ни­ка­ций, пре­одо­ле­ния соци­о­куль­тур­ных про­ти­во­ре­чий, созда­ния соци­аль­но­го капи­та­ла.

Пре­пят­стви­ем для поли­ти­че­ской и соци­аль­ной актив­но­сти ВПЛ явля­ет­ся огра­ни­че­ние их прав и сво­бод по срав­не­нию с посто­ян­ным насе­ле­ни­ем (лише­ние их изби­ра­тель­ных прав, дис­кри­ми­на­ци­он­ный харак­тер кон­тро­ля места про­жи­ва­ния, огра­ни­че­ние выбо­ра бан­ков­ско­го учре­жде­ния при полу­че­нии пен­сий и посо­бий и др.).

Оста­ет­ся нере­шен­ной про­бле­ма обес­пе­че­ния базо­вых потреб­но­стей вре­мен­но пере­ме­щен­ных лиц на уровне госу­дар­ствен­ных соци­аль­ных стан­дар­тов и госу­дар­ствен­ных соци­аль­ных гаран­тий. Но такая поста­нов­ка про­бле­мы отсут­ству­ет даже в тео­ре­ти­че­ских раз­ра­бот­ках, не гово­ря уж о прак­ти­ке. Дол­го­сроч­ность и затяж­ной харак­тер пре­бы­ва­ния ВПЛ в местах пере­се­ле­ния тре­бу­ют фор­ми­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции спе­ци­аль­ной госу­дар­ствен­ной про­грам­мы инте­гра­ции вынуж­ден­ных пере­се­лен­цев, что­бы настро­е­ния безыс­ход­но­сти, пес­си­миз­ма, зло­сти и апа­тии изме­ни­лись и бази­ро­ва­лись на кон­струк­ти­виз­ме и дове­рии, вза­и­мо­по­мо­щи, кон­со­ли­да­ции и успеш­но­сти.

Оль­га Нови­ко­ва